четверг, 21 января 2010 г.

Бизнес в стиле фанк



Суперкнига/Конспект: "Бизнес в стиле фанк", Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале
Октябрь, 2005 г.


Едва появившись, эта книга стала такой же культовой среди молодых бизнесменов, какими сорок лет назад были Beatles для молодых меломанов. Она была переведена на 25 языков и никого не оставила равнодушным. Бизнес-мир разделился на горячих поклонников и яростных противников фанки-бизнеса

Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале писали свой бестселлер во время бума «новой экономики», когда казалось, что традиционные компании скоро канут в Лету и мир станет совсем иным. Перемены оказались не столь стремительны, но, возможно, именно это делает «Бизнес в стиле фанк» актуальным сегодня. Эта книга не столько манифест свершившейся революции, сколько учебник по адаптации к реальности.

Авторы – профессора Стокгольмской школы экономики.
Что же такое этот самый фанк, который воспевают Нордстрем и Риддерстрале? На молодежном сленге английское funky – это клёво, стрёмно. Словом funk называют одно из направлений афроамериканской музыки с ее смесью радости и грусти. По мнению российского редактора книги Василия Дерманова, в итоге получается, что funky – что-то вроде «стрёмного кайфа», а funky business – это чертовски интересно, клёво, но вместе с тем и довольно стрёмно. Это бизнес на грани нервного истощения: еще чуть-чуть, и будет срыв.
Как устроен мир

Вот как описывают авторы общество, в котором живут: «Это ужасно. Это здорово. Это пугает. Это веселит. Это подавляет. Это странно».

Основным отличием нынешнего времени от всех предыдущих эпох является власть знания, информации и интеллекта. Сегодня информация – это деньги. Конкуренция все больше и больше происходит на основе компетенции, интеллекта, а не мускульной силы. Природные ресурсы, рабочая сила и капитал теряют свою значимость. Приблизительно 70% стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную, интеллектуальную часть. Если сосчитать всех ученых, когда-либо живших на планете, обнаружится, что 90% из них – наши современники.

Знание стало новым полем брани для стран, корпораций и индивидуумов. Стремительный рост Всемирной сети делает доступным все, для всех, везде и всегда. Если в 1950-х годах у компании была хорошая идея, у конкурентов уходило довольно много времени, чтобы просто о ней узнать. Сегодня ни у кого не может быть монополии на знание. Информация распространяется мгновенно. Поэтому на одних технологических и организационных преимуществах далеко не уедешь. Они необходимы, но не достаточны, потому что ими обладают все.
В этих условиях мы не можем воспринимать бизнес в его обычном виде, рассуждают Нордстрем и Риддерстрале. Нужен другой бизнес – инновационный, непредсказуемый, фантастический. То есть – фанки-бизнес.
Глобализация

Профессора-шведы выделяют три главные движущие силы современного мира: технологический прогресс, изменения общественных институтов и пересмотр традиционных ценностей.

Новые технологии ускоряют темп жизни, а это, в свою очередь, приводит к тому, что каждую минуту сотрясаются основы общества, ломаются общественные институты. Чтобы решать проблемы глобального общества, государственные институты и политические партии должны действовать на международном уровне. Человечество больше не делится на нации и государства. Более важными становятся другие критерии: например язык, культурные традиции, климат, возраст, стиль жизни, сексуальная ориентация. Традиционные представления о семье рушатся. Нормы меняются.

Системы ценностей освободились от географических привязок. Культуры, вкусы, опыт сливаются и смешиваются. За всем этим стоит духовный вакуум: в мире неопределенности людей охватывают сомнения и нерешительность. Жизнь дерегулируется, и каждый обречен на свободу. А чем больше у нас возможностей, тем больше ответственности.

Мир становится фрагментарным и индивидуалистичным, люди объединяются в группы («племена») не по месту рождения или социальному статусу, а по убеждениям, стилю и уровню жизни.
Эффект задушевности

Одним из основных последствий глобальных перемен, о котором в очередной раз напоминают исследователи из Стокгольмской школы экономики, становится превращение современного общества в общество потребления: «Мы вступили в мир излишества: эру изобилия. Вокруг так много всего. Но вся проблема в том, что мы хотим еще больше».

В таком обществе потребитель – больше чем король. Клиенты стали прозорливыми, резкими и требовательными. Вместо конкуренции за долю рынка идет борьба за внимание – за долю сердца и долю ума.

Потребителю нового поколения важно не где произведен товар, а кто его произвел. Торговые марки более ценны, чем сами товары. Это означает, что Запад больше не имеет монополии на ноу-хау. Портной в Китае конкурирует с портным в Берлине. Барьеры исчезают. Товары свободно перемещаются. Стираются границы отраслей, границы между производством и потреблением, между товарами и услугами. Победит тот, у кого лучший рецепт.

Сегодня три миллиарда людей в развивающихся странах хотят иметь то, что большинство людей на Западе уже имеют, и хотят это прямо сейчас. Потребители готовы потратить последний цент на то, что они любят. Они жертвуют всем, чтобы купить последнюю модель горного велосипеда, турпоездку, доску для серфинга, DVD-плеер, курсы йоги или все что угодно.

Эпоха изобилия постепенно превращается в эпоху эмоциональных привязанностей. Всем хочется, чтобы предлагаемое затрагивало душу, волновало. Мы хотим, чтобы на нас обратили внимание. А брэнды помогают в создании доверия и получении признания, создают чувство безопасности. Брэнды – это валиум для наших душ, маяки в мире хаоса. Человек надевает штаны Levi’s, рубашку Calvin Klein и кроссовки Nike, чтобы почувствовать себя уверенным и счастливым.

Путь к кошельку потребителя, по мнению авторов, лежит не через их разум, то есть мозг, а через их эмоции – сердце и гениталии. Настоящая конкуренция построена не на технологиях и совершенстве организационной структуры, а на эмоциях и воображении.

В эмоциях – деньги. Поэзия и прибыль не должны быть взаимоисключающими. Это экономический эффект задушевности, который авторы иллюстрируют высказыванием Стива Джобса из Apple. Когда его спросили, что делает новую операционную систему Maco SX такой великой, он ответил: «Мы сделали кнопочки на экране такими хорошенькими, что вам захочется лизнуть их».

Лучше быть чем-то для кого-то, чем ничем для всех, призывают шведские профессора. Чтобы победить в конкурентной борьбе, нужно заставить покупателей, коллег и клиентов себя полюбить. «Сколько ваших клиентов за последние два года вытатуировали ваш брэнд у себя на плече? Если члены племени Harley-Davidson могут сделать это, почему не может кто-то еще?» – задаются они вопросом.
Как выжить в прекрасном новом мире

Лучше быть чем-то для кого-то, чем ничем для всех».

«Неудачи случаются. Доверяйте людям, и неудачи будут более продуктивными.

Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А мы должны делать.

Источник http://www.mybiz.ru

1 комментарий:

  1. Всем всем всем очень очень очень советую почитать эту книгу. Знаю что дорого стоит, но она стоит того. К тому же интернет - великая вещь! Я нашел на халяву. Книга будет полезна не только тем, кто имеет свое дело или занимает высокие посты. Она заставляет думать, заставляет вашей фантазии разыграться. К тому же из нее лично я почерпнул просто море информации. И вся эта информация породила кучу вопросов.
    В жизни надо что то менять, тем более у нас. Старые устои уступают новым тенденциям. Предприятия старого образца (ну скажем, советского), где ничего не менялось уже лет 50 выглядят как старики. Они не могут шевелиться, не могут подстраиваться под быстро изменяющийся мир. Сейчас не обязательно обладать большими производственными мощностями, чтобы быть "на волне". Сейчас все люди пытаются выразить свою индивидуальность. Это касается стиля одежды, субкультуры, мелких деталей. Люди хотят показать, что они - Личность. Покупатель - это Личность, которая хочет выделиться среди других. И надо давать ему товар, который поможет ему в этом.

    ОтветитьУдалить